Сегодня, 22 декабря 2021 года на Ученом совете ИОФХ им. А.Е. Арбузова – ОСП ФИЦ КазНЦ РАН, доклад на тему «Состояние науки и образования в Химическом институте им. А.М. Бутлерова, перспективы развития» представил и.о. директора Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ, д.х.н. Марат Ахмедович Зиганшин.
М.А. Зиганшин сообщил, что основное научное направление деятельности Химического института им. А.М. Бутлерова – это синтез, строение, реакционная способность и практически полезные свойства неорганических, органических, элементоорганических и координационных соединений, а также современные методические основы химического образования. Марат Ахмедович рассказал о развитии международного сотрудничества, о количестве студентов и аспирантов и их участии в НИР и НИОКР, о грантовой поддержке, публикационной активности и приборном парке, о создании Центра синтетических и природных полимеров и композитов.
Директор Химического института поделился как успехами важного научного подразделения КФУ, так и его проблемами, в числе последних – отсутствие устойчивой программы по взаимодействию с промышленностью, необходимость в долгосрочных программах развития, снижение уровня подготовки абитуриентов при, казалось бы, положительном факторе — увеличении числа их приема, и кадровое обеспечение кафедр.
М.А. Зиганшин рассказал коллегам-химикам о лаборатории мирового уровня, созданной на базе Химического института — НИЛ Сверхбыстрой калориметрии, единственной в России и занимающей 1 место в мире по числу публикаций в области Fast Scanning Calorimetry среди 160 университетов.
Вопросов к докладчику было много. Они касались возможности свободного доступа к уникальным приборам, аспирантуры, промышленного партнерства, привлечения к научной работе студентов и развития партнерства между КФУ и ФИЦ КазНЦ РАН в научных исследованиях.
Некоторые из этих вопросов следовало бы переадресовать в Минобрнауки РФ – как, например, такой: «Почему при заметном увеличении (за период с 2014 по 2021 гг. в 2,6 раза) бюджетных мест для студентов, не увеличивается число бюджетных мест для аспирантов?»
Подытожил обсуждение доклада, вызвавшего такой большой интерес аудитории, руководитель направления «Химия» ФИЦ КазНЦ РАН, академик РАН Олег Герольдович Синяшин, напомнив, что подавляющее большинство сотрудников Института Арбузова – выпускники Казанского университета.
«Хорошо, что мы сегодня не только услышали об успехах Химического института им. А.М. Бутлерова, но и узнали о его проблемах, которые касаются и нас. Нам надо уходить от искусственного разделения вузовской и академической науки, объединять наши уникальные компетенции и совместно решать насущные вопросы», — продолжил заместитель Академика-секретаря Отделения химии и наук о материалах РАН О.Г. Синяшин, и продолжил: «При учреждении в 1958 году Институт органической химии АН СССР был ориентирован на полимерное направление, под которое создавался и весь его физико-химический комплекс. Создание новых материалов сегодня является одним из важнейших направлений науки и касается всех сфер жизнедеятельности человека — медицины, строительства, промышленности, космоса, биологии и др.
Второе важнейшее направление для возможных совместных исследований – биомедицинское. В ИОФХ активно работают над созданием новых лекарственных препаратов и средствах их доставки.
Руководитель Института Арбузова и председатель Ученого совета ИОФХ, д.х.н., профессор Андрей Анатольевич Карасик напомнил, что изначально Институт органической и физической химии создавался его отцами-основателями как научное учреждение полного цикла – от синтеза новых веществ, изучения их структуры, исследования различных типов физиологической активности до производства лекарственных субстанций. В качестве базы рассматривали новые органические соединения, которые исследовались в химико-биологических лабораториях, а технологии синтеза разрабатывались в технологическом подразделении. В середине 90-х к этим важнейшим подходам добавилась супрамолекулярная химия. В настоящее время симбиоз этих направлений переживает настоящий бум.
Проблемы, вызванные пандемией, резко увеличили интерес к высокоактивным, относительно небольшим органическим молекулам. Однако высокая активность зачастую сопровождается отрицательным влиянием на незатронутые болезнью органы. Снизить токсичность, повысить избирательность и обеспечить адресную доставку может упаковка биоактивных молекул в тот или иной тип супрамолекулярной оболочки. Именно на стыке наук в междисциплинарных исследованиях объединяются уникальные компетенции и появляются прорывные исследования. «Наш Институт открыт для сотрудничества» — добавил А.А. Карасик.
Отметим, что в настоящее время по проекту РНФ в ИОФХ им. А.Е. Арбузова проводится целый цикл исследований комплексного характера — от дизайна амфифильных молекул – строительных блоков для конструирования липидных наноконтейнеров, до биологических тестов инкапсулированных препаратов. Исследования в рамках проекта тесно связаны с деятельностью Международного научно-инновационного Центра нейрохимии и фармакологии, созданного на базе ИОФХ им. А.Е. Арбузова также при поддержке Российского научного фонда. Мега-грант РНФ на создание Центра был выигран Институтом Арбузова в 2014 году.
Олег Герольдович продолжил: «И третье направление, которое заметно «провисает», – это развитие химической технологии. При всех наших научных достижениях, мы не можем предложить технологического решения».
В итоге, по предложению Олега Герольдовича Синяшина в Протокол заседания Ученого совета ИОФХ было внесено следующее предложение: «Создать рабочую группу по выработке дорожной карты для подготовки совместных проектов ИОФХ им. А.Е. Арбузова и Химического института им. А.М. Бутлерова и провести обсуждение путей возможного сотрудничества на совместном заседании Ученых советов соответствующих институтов».
Пресс-центр ФИЦ КазНЦ РАН