Слайд 2 В презентации рассматриваются средневековые системы образования в Европе и мусульманском Востоке, хотя многие интересные явления происходили и в Индии и в Китае и остальном дальнем Востоке. Слайд 3 Возникновение и распространение университетов впервые происходило во время возрождения двенадцатого века. Основной функцией корпорации было присуждение учёных степеней, важнейшей из которых была licentia ubique docendi — «право преподавания повсюду». Это отличало университет как высшую школу: присуждённая степень признавалась по всей Европе, гарантом чего выступала папская или императорская власть. Это делало университеты важнейшими сторонниками сохранения европейского единства. Европейская университетская система со своими специфическими особенностями сложилась приблизительно к 1200 году. В течение XV века началась перестройка учебного и научного процесса под влиянием гуманизма; в социальном отношении это было также связано с аристократизацией состава преподавателей и студентов. В историографии сложилось представление, что 1500 год является разделительной линией в развитии европейского высшего образования и университетов вообще. Слайд 4 В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем факультете — факультете искусств, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) — отражает это древнее деление. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными. Слайд 5 Механические искусства (лат. artes mechanicae), несвободные искусства (лат. artes illiberales), или ремёсла — согласно средневековой европейской концепции, семь прикладных искусств, связанных с физическим трудом. Механические искусства считались «низкими» и «вульгарными» в сравнении со свободными искусствами, овладение которыми открывало путь для занятий философией. Изначально равное семи, количество ремёсел с течением времени менялось. У Гуго Сен-Викторского в его философско-дидактическом сочинении «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» (XII век) в списке семи ремёсел вместо торговли, земледелия и поваренного искусства стоят мореплавание, лечебное искусство и лицедейство[3]. С XVIII века механические искусства традиционно противопоставлялись так называемым изящным искусствам. Слайд 6 Самое известное философско-дидактическое сочинение Гуго Сен-Викторского — «Дидаскаликон», написанный в 1120-е гг. Этот труд резюмирует дидактическую литературу поздней античности и раннего Средневековья. Вобрав в себя основные достижения философской и дидактической мысли, он даёт стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая всё это с системой мира и со смыслом существования человека. «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» по своему философскому содержанию — одно из наиболее характерных сочинений XII в. Поскольку для средневековой философии был присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче её другим), философия была схоластической (то есть школьной) и философские труды создавались в форме диалога между учителем и учеником. Поэтому Гуго Сен-Викторский при написании этого трактата поставил перед собой откровенно дидактическую цель — наставить учащихся в том, что, как и в какой последовательности читать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Чтение должно перемежаться с размышлениями и запоминанием прочитанного и услышанного от учителя. Рассказ о различных науках и искусствах Гуго Сен-Викторский связывал с картиной мироздания, которая объяснила разнообразие знаний. Его позиция: «Изучай все! Позже ты увидишь: ничего не лишне». Слайд 7 В 1423 году основал при дворе правителя Мантуи Джанфранческо I Гонзага школу «Дом радости». Здесь преподавались классическая филология и математика, в изучении которой применялись наглядные пособия и практические работы. Хорошо было поставлено физическое воспитание учеников: дети занимались верховой ездой, гимнастикой, плаванием и фехтованием. Обучение основывалось не на принуждении и телесных наказаниях, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности. Школа пользовалась широкой известностью. В неё принимались не только представители аристократии, но и способные выходцы из народа, как итальянцы, так и иностранцы (среди учеников Витторино был, например, музыкант Иоанн Французский). Несмотря на попытку сочетать в преподавании гуманистические идеи с доктринами христианства, школа сыграла большую роль в пропаганде гуманистических идей и воспитании деятелей Возрождения. Слайд 8 Теодульф распространял образование среди духовенства и народа, предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, где дети должны были обучаться безвозмездно. В поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаниями, составлявшим цикл свободных искусств. От Теодульфа сохранилось более 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей. Слайд 9 Главным трудом Винсента является универсальная энциклопедия гигантского объёма «Зерцало великое» (Speculum majus). Энциклопедия состоит из 4 частей:
- Зерцало природное (Speculum naturale)
- Зерцало вероучительное (Speculum doctrinale)
- Зерцало историческое (Speculum historiale)
- Зерцало нравственное (Speculum morale)
Трактат «О наставлении детей знатных граждан», созданный около 1246 года, рассматривает следующие вопросы: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения и преимуществах обучения в раннем возрасте и т. д. Одно время Винсент из Бове был монахом в цистерцианском монастыре Ройомон неподалёку от Парижа, где читал лекции и стремился донести до слушателей лучшее из античного и христианского наследия. Трактат «О наставлении детей знатных граждан» был написан в помощь придворным учителям по просьбе королевы. Слайд 10 В школах изучался не только арабский, но и персидский язык, который использовался учеными и чиновниками. Образование можно было получать как дома (домашние учителя), так и в школах, но доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Мусульмане могли получать высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях. Расцвет этих образовательных центров, которых насчитывалось уже несколько десятков, пришелся на XV—XVI вв. Школьное образование предназначалось прежде всего для мужчин, однако богатые семьи приглашали учителей и для девочек. Слайд 11 При Доме мудрости существовала библиотека «Хизанат аль-хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе аль-Мамуна к Льву V Армянину в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины: Гиппократа, Галена и Диоскорида. Слайд 12 Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки. Аль-Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на «жесткие» и «мягкие». Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания — «жесткое» воспитание. Слайд 13 Названный современниками «владыкой наук», советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сына (Авиценна в латинской транскрипции) (980- 1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется «Книга исцеления», куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты «Книга о душе», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений». Ибн Сина мечтал о разностороннем воспитании и обучении, и прежде всего музыке, поэзии, философии. Такой путь виделся ему в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги. Слайд 14 «Поведение учителя» советовал наставникам набегать вспыльчивости, не превращать физическое наказание в избиение. В соответствии с установившимся порядком число ударов ограничивалось тремя, но считалось недопустимым физическое наказание детей до 10 лет, а также перепоруче- ние наказания старшему ученику Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения. Источником человеческих пороков он считал дурное воспитание. В обязательные учебные планы были включены светские науки: арифметика, алгебра, геометрия, агрономия, медицина, основы управления, астрономия. Подобные новшества отражали стремления приблизить школу к практическим потребностям своего времени. При дворце была школа для девочек, где изучались гуманитарные науки и фарси.