Центром академической жизни в годы Великой Отечественной войны стал Казанский университет, который предоставил Академии свои аудитории, лаборатории, все подсобные и служебные помещения. Временно под общежития были оборудованы актовый и физкультурный залы Казанского университета. Свидетелем тех лет была Стелла Владимировна Писарева – долгие годы директор Музея истории Казанского университета: «Я хорошо помню физкультурный зал в 43 году, так как жила там с мамой, сотрудницей Ленинградского ботанического института. Сейчас трудно представить зал университета в военные годы: сто пятьдесят кроватей, отгороженных друг от друга простынями; проходов между ними нет, раздеваться или одеваться можно только пригнувшись, или на корточках, в зале полумрак, несмолкающий гул голосов и шум примусов…».
В годы войны в Казани было очень тяжело с продовольствием. Спустя много лет Б.А. Арбузов делился своими воспоминаниями: «… в 1941 году висели в университете плакаты о съедобных растениях и других дарах природы. На них было всё, до дождевых червей, с предупреждением, что у червей нельзя употреблять в пищу переднюю часть. В столовой угощали варёными ракушками-беззубками…». Котлеты и шашлыки из моллюсков, которых ловили в Казанке, пользовались большой популярностью.
Осенью 1941 года была введена продуктовая карточная система. В фондах Дома-музея академиков Арбузовых хранятся уникальные экспонаты – продуктовые карточки А.Е. Арбузова на мясо и рыбу на февраль 1942 года. На документе грозная надпись: «При утере карточка не возобновляется». Почему профессор Арбузов не отоварил её? Ответ находим на оборотной стороне карточки. Там детской рукой написаны ноты. Это внучка А.Е. Арбузова — Марина делала свои первые шаги в музыке.
По карточкам давали минимум продуктов. Для служащих университета норма была следующей: 400 г хлеба в день…, в месяц 300 г сахара или кондитерских изделий, 1200 г мяса и рыбы, 300 г жиров и 800 г круп и макарон. На неработающих членов семей полагалось по 400 г хлеба, 200 г сахара, 500 г мяса и рыбы, 200 г жиров, 600 г круп. Днём люди работали, а по ночам стояли в очереди за своей пайкой. Продукты продавались и на базаре, но рыночные цены были очень высоки. Лишь через год продовольственный вопрос стал не таким напряжённым, потому что работники университета и Академии наук обзавелись огородами.
Помимо проблем с питанием возникали и другие бытовые трудности: каждый день сокращалась подача топлива, воды, электричества. Люди не жаловались: беда была общей. Позже в одном из интервью академик Б.А. Арбузов вспоминал: «Мы справлялись с тысячью дел, забывая о себе». Распорядок дня учёных был следующим: «Вставали каждый день рано, едва занимался рассвет. В половине пятого утра за зданием астрономической обсерватории во дворе университета нас обучали военному делу. Сначала зачитывали перед строем последнюю сводку Информбюро, потом начиналась военная подготовка. А потом мы приходили в аудитории: занимались с учебными группами, вели практические занятия, ставили опыты… И так с утра до ночи, без выходных работали мы каждый день». Помимо прочего, учёные «все вместе, без различия чинов и званий ходили… разгружать баржи с солью, дровами, зерном», хотя «никто не требовал этого от академиков и членов-корреспондентов, но даже мысли не возникало у них как-то уклониться», – вспоминал Б.А. Арбузов.
Несмотря на трудные условия военного времени, учёные жили полнокровной творческой жизнью. Проводились научные доклады, защита кандидатских и докторских диссертаций, заседания, посвященные знаменательным датам. Совместно с Казанским университетом были проведены юбилейные сессии, посвящённые 100-летию синтеза анилина Н.Н. Зининым, 300-летию И.Ньютона, 150-летию Н.И. Лобачевского, 10-летию со дня смерти С.В. Лебедева, организаторами и участниками которых были Арбузовы.
А.Е. Арбузов нашёл время, чтобы подготовить «Краткий очерк развития органической химии в России», ставший настолько популярным, что его перевели на несколько иностранных языков. Александра Ерминингельдовича заслужено стали называть «хранителем традиций русской химии» (академик А.Н. Несмеянов), с 1944 года до последних своих дней он являлся председателем Комиссии по истории химии при Отделении химических наук АН СССР.
А.Е. Арбузов был страстным поклонником музыки и сам прекрасно играл на скрипке. В годы войны Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, стало не до этого, он организовал в Казани симфонический оркестр, участниками которого стали учёные с музыкальным образованием из Казани, Москвы и Ленинграда. А.Е. Арбузов был убеждён, что «общественная деятельность учёных должна служить высоким гуманным идеалам» . По воспоминаниям С.П. Поликарпова, научного сотрудника Казанского химико-технологического института, которого пригласили в качестве концертмейстера: «репетиции проходили по вечерам в университете, в приёмной ректора… Дирижировал оркестром помощник вице-президента Академии наук СССР, профессор Н.Н. Устюжанов…». Оркестр давал по два-три концерта в день для раненных бойцов в госпиталях и для тружеников тыла. Концерты являлись «духовной пищей», помогая преодолевать тяготы военного времени.
А.Е. Арбузов часто выступал с публичными лекциями по истории отечественной культуры. В частности, большой популярностью пользовались его лекции, посвящённые композиторам «Могучей кучки». Лекции сопровождались музыкальными концертами с участием самого А.Е. Арбузова. Подтверждением этому являются экспонаты Дома-музея академиков Арбузовых: пригласительный билет на лекцию А.Е. Арбузова «Могучая кучка» в актовом зале Казанского университета, рукопись выступления самого лектора и отзыв одного из слушателей, опубликованный в последствии в казанской газете: «играл он самозабвенно, чувствовалось, что он жил музыкой, волновался, очень тонко понимал и передавал её красоту и силу, и это волнение охватывало аудиторию». Культурно-патриотическое просвещение казанцев Арбузов считал своей личной обязанностью.
За успехами учёных следили не только в тылу, но и на передовой. Доказательством внимания к новостям тыла служат многочисленные поздравления, полученные Арбузовыми по случаю присуждения высоких правительственных наград. В письмах с фронта, находящихся в фондах Дома-музея академиков Арбузовых, пришли поздравления не только от учеников и бывших сотрудников Арбузовых, призванных в Армию, но и от незнакомых людей.
Проанализировав письма с фронта, можно сделать вывод, что важнейшей целью любого письма является эмоциональная связь с земляками, которая приобретает для солдата особое значение и оказывает большую психологическую поддержку. Не смотря на огромную занятость, Арбузовы не одно письмо не оставляли без ответа. Теперь письма с фронта являются бесценными реликвиями Дома-музея академиков Арбузовых.
***
Учёные принесли своим трудом неувядаемую славу нашей стране, отечественной науке. Их вклад во имя свободы Родины – не менее значим, чем военные подвиги людей на передовой. Современное поколение должно знать, помнить и передавать своим потомкам память о военных днях. Это нужно делать, чтобы не забывалась горечь потерь и цена Победы, а славные подвиги являлись жизненными ориентирами.
Надежда Гайдукова, Наталья Кореева