Вы просматриваете редакцию с названием "Доклад Педагогика высшей школы", сохраненную 07.04.2022 в 21:47 в Раис Павлов | |
---|---|
Заголовок | Доклад Педагогика высшей школы |
Содержимое | Слайд 2
В презентации рассматриваются средневековые системы образования в Европе и мусульманском Востоке, хотя многие интересные явления происходили и в Индии и в Китае и остальном дальнем Востоке.
Слайд 3
Возникновение и распространение университетов впервые происходило во время возрождения двенадцатого века. Основной функцией корпорации было присуждение учёных степеней, важнейшей из которых была licentia ubique docendi — «право преподавания повсюду». Это отличало университет как высшую школу: присуждённая степень признавалась по всей Европе, гарантом чего выступала папская или императорская власть. Это делало университеты важнейшими сторонниками сохранения европейского единства. Европейская университетская система со своими специфическими особенностями сложилась приблизительно к 1200 году. В течение XV века началась перестройка учебного и научного процесса под влиянием гуманизма; в социальном отношении это было также связано с аристократизацией состава преподавателей и студентов. В историографии сложилось представление, что 1500 год является разделительной линией в развитии европейского высшего образования и университетов вообще.
Слайд 4
В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем факультете — факультете искусств, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) — отражает это древнее деление.
Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
Слайд 5
Механические искусства (лат. artes mechanicae), несвободные искусства (лат. artes illiberales), или ремёсла — согласно средневековой европейской концепции, семь прикладных искусств, связанных с физическим трудом. Механические искусства считались «низкими» и «вульгарными» в сравнении со свободными искусствами, овладение которыми открывало путь для занятий философией. Изначально равное семи, количество ремёсел с течением времени менялось.
У Гуго Сен-Викторского в его философско-дидактическом сочинении «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» (XII век) в списке семи ремёсел вместо торговли, земледелия и поваренного искусства стоят мореплавание, лечебное искусство и лицедейство[3]. С XVIII века механические искусства традиционно противопоставлялись так называемым изящным искусствам.
Слайд 6
Самое известное философско-дидактическое сочинение Гуго Сен-Викторского — «Дидаскаликон», написанный в 1120-е гг. Этот труд резюмирует дидактическую литературу поздней античности и раннего Средневековья. Вобрав в себя основные достижения философской и дидактической мысли, он даёт стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая всё это с системой мира и со смыслом существования человека. «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» по своему философскому содержанию — одно из наиболее характерных сочинений XII в. Поскольку для средневековой философии был присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче её другим), философия была схоластической (то есть школьной) и философские труды создавались в форме диалога между учителем и учеником. Поэтому Гуго Сен-Викторский при написании этого трактата поставил перед собой откровенно дидактическую цель — наставить учащихся в том, что, как и в какой последовательности читать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Чтение должно перемежаться с размышлениями и запоминанием прочитанного и услышанного от учителя. Рассказ о различных науках и искусствах Гуго Сен-Викторский связывал с картиной мироздания, которая объяснила разнообразие знаний. Его позиция: «Изучай все! Позже ты увидишь: ничего не лишне».
Слайд 7
В 1423 году основал при дворе правителя Мантуи Джанфранческо I Гонзага школу «Дом радости». Здесь преподавались классическая филология и математика, в изучении которой применялись наглядные пособия и практические работы. Хорошо было поставлено физическое воспитание учеников: дети занимались верховой ездой, гимнастикой, плаванием и фехтованием.
Обучение основывалось не на принуждении и телесных наказаниях, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.
Школа пользовалась широкой известностью. В неё принимались не только представители аристократии, но и способные выходцы из народа, как итальянцы, так и иностранцы (среди учеников Витторино был, например, музыкант Иоанн Французский). Несмотря на попытку сочетать в преподавании гуманистические идеи с доктринами христианства, школа сыграла большую роль в пропаганде гуманистических идей и воспитании деятелей Возрождения.
Слайд 8
Теодульф распространял образование среди духовенства и народа, предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, где дети должны были обучаться безвозмездно.
В поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаниями, составлявшим цикл свободных искусств. От Теодульфа сохранилось более 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей.
Слайд 9
Главным трудом Винсента является универсальная энциклопедия гигантского объёма «Зерцало великое» (Speculum majus). Энциклопедия состоит из 4 частей:
|
Отрывок |